Сайт педагога-психолога Николаевой Ирины Владимировны
Профессиональный рост личности через осознание своей деятельностиВ современном обществе основой профессионализма педагога является умение творчески мыслить, быть компетентным во всех вопросах, умение свободно владеть своей профессиональной деятельностью, готовность к постоянному профессиональному росту. То есть педагог в настоящее время должен быть мобильным. Но в результате изменений окружающего мира, изменений в законодательных актах, изменений в социальной сфере у педагогов наступает истощение эмоциональных, личностных ресурсов. В настоящее время появилась необходимость в создании нового подхода в формировании педагогического самосознания у современного педагога. И в связи с этим возникает необходимость психолого-педагогического осмысления проблемы, нахождения наиболее рациональных путей развития профессионального самосознания. В науке существует теоретическая база изучения профессионального изучения самосознания педагога, однако данная тема остается актуальной и по нынешний день. Проблема самосознания остается одной из важнейших в работе любого специалиста. В связи с этим мы предлагаем провести тренинг с педагогами на осознание себя, своей деятельности и как она влияет на профессиональный рост педагога. Цель тренинга: научить педагогов самосовершенствоваться в различных сферах жизни, понять ценность самореализации в своей деятельности; научить снимать нервно-психическое напряжение. Упражнение №1. «Раздели мою радость со мной». Цель: снятие механизмов психологической защиты, сплочение группы. Ведущий: Мы начинаем нашу работу с традиционной процедуры приветствия. Предлагаю поздороваться и пожелать друг другу здоровья таким образом. Вы должны подойти к возможно большему числу участников группы, поприветствовать каждого, начиная диалог словами: «Здравствуй, раздели мою радость со мной…» Во время взаимных приветствий вам нужно рассказать о том, что вызывает у вас радость и поделиться своим состоянием. Упражнение №2. «Обсуждение и принятие правил групповой работы». Цель: Установление норм и правил работы группы. Ведущий: Везде существуют свои правила и законы. Они структурируют и организовывают совместную деятельность людей. Свои правила есть и у тренингов. Правило доверия. В группе должна быть установлена атмосфера доверия. В качестве первого шага к созданию климата доверия предлагается принять единую форму общения на «ты». Общение по принципу «здесь и теперь». Многие стремятся не говорить о том, что они чувствуют и думают, так как они боятся показаться смешными. Они предпочитают уйти в область общих рассуждений – срабатывает механизм «психологической защиты». Основная задача данного тренинга – превратить группу в своеобразное объемное зеркало, в котором бы каждый из участников смог бы лучше узнать себя, разглядеть свои индивидуальные особенности, необходимо говорить только о том, что волнует тебя именно сейчас. Правило Я-высказываний. Участники группы отказываются от безликих высказываний, скрывающих собственную позицию типа: «большинство людей считают, что…» или «многие из нас думают…» Вместо этого следует произносить: «я считаю», «я думаю». Правило уважения к говорящему. Когда кто-либо из группы высказывается, другие внимательно слушают его, давая ему возможность сказать то, что он хочет. Никто не перебивает говорящего, все молчат до тех пор, пока он не закончит, и лишь после этого высказывают свое мнение. Правило откровенности. Во время работы группы участники должны говорить только то, что чувствуют и думают по поводу происходящего. Если нет желания говорить искренно и откровенно, то лучше промолчать. Ведущий: Современная обстановка предъявляет современные требования к каждому педагогу. Педагоги должны быть креативными и творческими личностями, постоянно повышать свое профессиональное мастерство. Мы все с вами люди и, поэтому, нам свойственно испытывать и обиду, и гнев, и раздражение, и огорчение. И в этом нет ничего страшного или предосудительного. Главное не заострять свое внимание на негативе, а правильно проанализировать свои действия и поступить правильно, в соответствии с ситуацией. В этом и заключается наивысшее мастерство педагога. Упражнение №3. «Самопознание». Материал: чистые листы, ручки или карандаш. Ведущий: Вам необходимо записать на листе: a) 3 вещи, которые вы делаете из того, что вам не хотелось бы делать; b) 3 вещи, которые вы не делаете из того, что хотели бы делать; c) 3 вещи, которые вы бы хотели делать чаще. Ведущий: давайте выслушаем ответы и проанализируем, что же нам мешает делать то, что нам нравиться, и что необходимо исправить в сложившейся ситуации. Упражнение №4. «Мой герб». Во время работы участников звучит медленная, спокойная музыка. Материалы: листы-заготовки, цветные карандаши. Ведущий:Давайте немного пофантазируем. Представим, что все мы принадлежим к знатным и древним родам, и нам есть чем гордиться. Нам придется поработать над созданием собственных геральдических знаков. Перед вами листы-заготовки. Сейчас Вам предстоит каждую из изображенных фигур дорисовать до какого-либо изображения и написать 2-3 прилагательных к каждому полученному рисуночку (можете записывать их рядом с изображением). После проведения работы можно рассмотреть некоторые из работ, и дать разъяснения участникам. Левый верхний рисунок – отношение к себе. Правый верхний рисунок – отношение др. ко мне. Средний левый – жизненный путь. Средний правый – внутренний мир. Левый нижний – отношение к семье. Правый нижний – отношение к любви. Ведущий: Обратите внимание на те категории, где упомянуты не очень приятные, не вдохновляющие, отрицательно-окрашенные прилагательные, и сделайте вывод о том, какая из составляющих вашей жизни не приносит радости, в какой сфере вы чувствуете дискомфорт. проанализируйте, что вас не устраивает в этой области жизни, и, возможно, вы сами сможете понять, что необходимо предпринять, для изменения ситуации лучшему. Упражнение № 5. Аутотренинг «Я умная, Я красивая, Я счастливая». Ведущий: Давайте зафиксируем наш положительный настрой, позитивное отношение к себе, уверенность в своих силах. Сейчас Вы с уверенностью, по очереди повторите одно из трех наиболее важных в нашей жизни и работе утверждений. Повторяя вслух, с уверенностью фразу мы подтверждаем, прежде всего, самим себе – я достойна! я хочу! я могу! у меня все получается! По кругу участники повторяют по одной фразе. Первый участник озвучивает вслух: Я умная. Следующий – Я красивая; - Я счастливая. По проведенному упражнению ведущий просит объединиться в группы. Те, кто озвучил фразу: «Я умная» - в группу «Умницы», «Я красивая» - в группу «Красавицы». Соответственно: «Я счастливая» - «Счастливые». Упражнение №6. «Воздушный шар» Материал для работы: список снаряжения (по количеству команд).
Ведущий: Представим себе, что вы отправились в экспедицию, в которой необходимо выполнить поставленную задачу. Но самолет сломался и для экономии времени, команда принимает решение лететь на воздушном шаре. Как всегда, в любой экспедиции имеется необходимое снаряжение (зачитывается список снаряжения). Канат – 25 кг; Аптечка – 5 кг; Гидрокомпас – 6 кг; Консервы мясные – 20 кг; Винтовка – 25 кг; Конфеты – 20 кг; Спальный мешок – 14 кг; Ракетница – 8 кг; Палатка – 20 кг; Кислородный баллон -30 кг; Комплект геогр. карт – 25 кг; Канистра с водой - 20 кг; Радиоприемник – 3 кг; Резиновая лодка – 25 кг. И вот, где-то по среди океана, ваш шар начинает быстро терять высоту. Вы понимаете, что для того, чтобы долететь хотя бы до берега, необходимо поддерживать высоту. Команде необходимо сбросить балласт. Задача командам за 5 минут: - выбрать капитана; - единогласным решением принять порядок сброса вещей; По истечении времени, ведущий подводит итог, о том, что все благополучно добрались до земли и высадились. Вызываются капитаны. Ведущий: уважаемые капитаны, выбирая вас, каждый из членов команды высказал свое решение о выборе капитана. Затем, командным решением вы выбрали предметы первой необходимости. Ответьте, пожалуйста, были ли какие-либо разногласия по этому поводу. Ведущий далее предлагает участникам оценить свое участи в упражнении. Прошу поднять руку тех: - кто проявил себя как лидер; - кто проявил себя как организатор; - кто проявил себя как наблюдатель; - внимательный слушатель; - критик; - генератор идей; - незаинтересованная личность. Есть две группы профессионалов. Одни умеют что-то делать профессионально, но не знают, почему у них так хорошо выходит; другие – знают, как надо делать, но не умеют осуществить на практике. Сегодня мы с вами смогли разобраться, ЧТО мы умеем делать хорошо, как у нас это получается или может получаться, и что получается у нас - ХОРОШО. Упражнение №7. «Прощание» Цель: 1.Сплочение группы, поддержка групповой динамики. Сейчас у вас есть 5 минут на то, чтобы попрощаться. Подойдите друг к другу и пожелайте что-нибудь приятное, подержитесь за руки, посмотрите друг другу в глаза. Спасибо всем за активное участие в тренинге! 9 апреля 2016 в 20:53
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.